Недовольство рабочих заводов и фабрик в капиталистических странах часто перерастает в стачки, которые время от времени содействуют улучшению критерий труда и увеличению зарплат.

А другой раз это может привести к краху огромнейших компаний. «Обиженные» работники обрушивают собственный гнев на работодателя, другими словами обладателя предприятия, но при всем этом не учитывают, что не будет работодателя — не будет заработной платы и, соответственно, пищи, машины, дома, пивка в примыкающем пабе.

Схожая ситуация в свое время произошла с компанией Дженерал моторс — легенда южноамериканского автопрома разорилась. Естественно, тут не имеется в виду, что стачки работников гиганта и стали предпосылкой всех его бед. Но, все же, они случались, и это при том, что работники американской автомобилестроения получали более высшую заработную плату, чем, скажем, их японские коллеги.

Трудности у Дженерал моторс были всеохватывающие, и совершенно не впору для компании в Штаты постучался кризис, спровоцировавший резкое сокращение потребительских расходов. Под опасностью банкротства оказалась не только лишь Дженерал моторс, да и Форд, и Chrysler. Перегруженные долгами и страдающие от падения спроса, они не один раз получали от правительства финансовую поддержку, но в один не совершенно красивый момент южноамериканский сенат отклонил 14-миллиардный план спасения этих компаний.

На биржах воцарилось нечто схожее на хаос: падали акции — как южноамериканские, так и азиатские. За ними вослед падал бакс США. Ну а акции той же Дженерал моторс теряли в стоимости просто на очах. Здесь же началась цепная реакция: акции автопрома потянули за собой вниз акции металлургов, авто дилеров, производителей автошин. Denso, один из огромнейших производителей автозапчастей, растерял в стоимости 10%. Пострадали также котировки металлов и нефти.

В течение 77 лет Дженерал моторс числилась наикрупнейшим мировым автоконцерном. И только в 2009 году компанию смогла обойти Тоета. С долгом в 172,8 миллиардов баксов Дженерал моторс стала типичным рекордсменом — наикрупнейшим нулем посреди автопроизводителей за всю историю. В разгар кризиса абсолютный рекорд по долгам принадлежал Lehman Brothers, у которой было более 600 миллиардов баксов долга.

И вот сначала лета 2009 года легенда южноамериканского автопрома объявила себя нулем. И в большой степени компания «обязана» этому профсоюзам, из-за которых автогигант подписал абсурдный коллективный контракт, поставивший его в проигрышную позицию по сопоставлению с соперниками. Вот и вышло, что, добиваясь каких-либо благ себе, работники компании сами «вырыли для себя могилу».

Мораль истории такая: всегда зри в корень! Либо: не руби сук, на котором сидишь. Либо: не плюй в колодец… Либо: не кусай руку… Также нужно держать в голове, что не всякий капиталист с полными кармашками средств — злой и безжалостный упырь.