Власти подвели  итоги взимания утилизационного сбора, введенного как протекционистская мера после вступления в ВТО. Бюрократы признали наличие организационных заморочек на таможне, из-за чего некоторые автокомпании понесли убытки. Автоконцерны уже заявили, что в связи со сбором вынуждены подымать цены на авто.

Власти и автокомпании признали наличие проблем вокруг утилизационного сбора, введенного в Рф. Таможенники, в свою очередь, оценивают, как поменялся поток ввозимых в страну импортных машин. «Пока трудно говорить о том, как воздействовало изменение пошлин, но в части статистики нельзя сказать, что есть падение, — сообщил начальник Дальневосточного таможенного управления (ДТУ) Сергей Пашко. —

Гласить о том, что произошел некий резкий спад, нельзя, хотя 1-ые несколько недель сентября мы это отмечали.

Видимо, люди просто смотрели, как разворачивается ситуация. Но я говорю, что каких-либо критичных напряжений либо перекосов нет».

Напомним, что введение утилизационного сбора стало правительственным ответом на понижение привезенных из других стран пошлин, на которое Рф пришлось пойти в рамках вступления в ВТО. С 23 августа Наша родина понизила ввозные пошлины на иномарки, увеличение которых вышло в 2009 году в качестве антикризисной меры. На новые легковые авто пошлины снизились с 30% до 25%, а потом в течение последующих 6 лет они должны опуститься до 15% от цены автомобиля. Таможенный сбор на старые легковые авто до 7 лет снизился с 35% до 25%, а к 2018 году составит 20% от цены.

Базисная ставка утилизационного сбора, который формально был введен только из суждений экологии, составляет 20 тыщ рублей за легковой автомобиль и 150 тыщ рублей за коммерческий либо грузовой автомобиль. Эта сумма множится на повышающий либо понижающий коэффициент, размер которого находится в зависимости от возраста и объема мотора автомобиля. Таким макаром, сбор за легковушку до 3-х лет для автокомпаний и личных бизнесменов составит от 26,8 тыс. (авто с движком до 2 л) до 110 тыс. рублей (авто с движками более 3,5 л). Ввоз старого автомобиля старше 3-х лет обходится от 165,2 тыс. до 700,2 тыс. рублей. Физические лица автомобиль для личного использования ввозят с коэффициентом 0,1, другими словами платят 2 тыщи рублей за новейшую машину и 5 тыщ за старую (коэффициент 0,25). В случае перепродажи машины ставка будет рассчитываться как для юридического лица. Сбор за новый грузовой автомобиль для всех составляет от 135 до 555 тыс. рублей, а за старый — от 172,5 тыс. до 1,884 млн рублей. Новейшую пошлину не придется платить за продукцию русского производства. Правда, для того чтоб не платить, автокомпаниям до 1 ноября этого года нужно представить в правительство списки пт приема машин на утилизацию.

По словам Пташко, за 9 месяцев этого года через восточную границу Рф ввезено 165 595 импортных машин, что больше, чем за весь прошедший год (151 962). Подобная тенденция наблюдается и с грузовыми автомобилями. «Мы в целом штатно прошли работу по введению утилизационного сбора. Заморочек было две — неувязка, связанная с программным обеспечением и со справедливыми нареканиями участников внешнеэкономической деятельности о том, что к утилизационному сбору нужно прилагать большой пакет документов», — отметил начальник ДТУ.

По его словам, больше всего от необходимости собирать огромное количество бумаг мучаются юридические лица, которым в 1-ое время приходилось прикладывать полный перечень сопроводительных документов и расчета утилизационного сбора к каждому автомобилю. «Но мы поработали с федеральной таможенной службой и минимизировали этот перечень. Мы просто ссылаемся на декларацию, остается только малый набор документов — расчет платежей и одобрение транспортного средства», — отметил Пашко.

Схожая ситуация сложилась и на другом конце страны, в Калининграде. На местной таможне после введения утилизационного сбора фиксируют понижение ввозимых физическими лицами импортных машин, но отмечают, что это, вероятнее всего, временное явление.

«С 1 сентября по 15 октября в общей трудности 301 автомобиль оформлен с уплатой утилизационного сбора на акцизном посту, — сказал в прошлую пятницу начальник Калининградского акцизного таможенного поста Андрей Тащук. — Физические лица ввезли 84 транспортных средства, в главном это легковые авто, юридические — 217. Необходимо сказать, что это меньше по различным категориям в 2,5—5 раз по сопоставлению с августом. Очевидно наименьшее количество тс завозится после введения утилизационного сбора, но это, скорей всего, временное явление. Общая сумма взысканных средств составляет 25,5 миллиона рублей».

По его словам, большая часть автоперегонщиков попробовали ввезти иномарки из Европы еще до 1 сентября, чтоб избежать уплаты сбора.

В августе на польско-российской границе образовалась многокилометровая очередь из автомобилей перегонщиков. «Вы лицезрели, что творилось у нас на акцизном посту. В августе приехало вдвое больше, чем обычно в месяц, мы совладали с ситуацией, всех желающих мы выпустили до 1 сентября. Это естественное затишье: машин завезли много, они на данный момент реализуются в Рф. Я думаю, что к новенькому году этот рынок реанимируется и будет идти среднестатистическое количество единиц транспортных средств», — уточнил таможенник.

После введения утилизационного сбора некие автоконцерны, которых опросила «Газета.Ru», столкнулись с неуввязками при ввозе новых машин.

«Продолжительность таможенного дизайна выросла на разных постах от 1-го до 4 дней, что приводит к некому росту логистических издержек, — сказал «Газете.Ru» управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» Денис Петрунин. — На себестоимость автомобилей и, как следствие, на розничные цены введение сбора не воздействовало, потому что пятипроцентное понижение ставки таможенных пошлин точно совпадает с утилизационными сборами».

С схожими неуввязками пришлось столкнуться и компании Рено. «Сразу после введения сбора, видимо, из-за возросшего документооборота на таможне, определенные трудности и задержки у нас были, — сказала «Газете.Ru» пресс-атташе по корпоративным вопросам Екатерина Третьякова. — На данный момент все трудности ликвидированы». При всем этом в компании признали, что введение сбора спровоцировало рост цены на некие модели коммерческого ряда. «Будет маленький ценовой пересмотр. Например, пассажирская версия Kangoo подорожает на 1,6%, а Master — приблизительно на 4%. Но тут необходимо отметить, что 80—85% нашей продукции делается в Рф и толика импорта невелика». По словам Третьяковой, в компании на данный момент интенсивно прорабатывают перечень пт для утилизации машин, который по просьбе правительства должен быть представлен до 1 ноября.

В компании Honda, которая поставляет в Россию только легковые авто, напротив, введение утилизационного сбора не сделало никаких заморочек. «У нас с 1 сентября ничего не поменялось, никаких задержек поставок нет, и цены на продукцию остались на прежнем уровне», — сказал официальный дилер Honda в Рф Жора Корсаков.

Некие трудности, связанные с введением утилизационного сбора, признают и правительственные бюрократы.

«Сложности, связанные с оформлением на таможне были, в особенности в 1-ые деньки, — заявил «Газете.Ru» замдиректора Департамента авто индустрии и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Евгений Кудряшов. — На данный момент в этом плане работа наладилась, но это однозначно не носило массового явления». Бюрократ заверил, что в предстоящем процедура взимания сбора будет совершенствоваться. «Сейчас мы к 1 ноября ждем от компаний списки мест утилизации. Не могу утверждать, что успеют все, но поток документов идет», — отметил Кудряшов.

Специалисты считают, что введение сбора могло больше воздействовать на импортеров. «Там, где сбор большой, к примеру, на легкие коммерческие авто, цены на их, соответственно, поднялись, — заявил «Газете.Ru» исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. — Но полных данных, как и у кого что-то поменялось, у нас пока нет. По объему продаж сентябрь полностью не выделяется из общего тренда, полностью никаких конфигураций здесь не прослеживается».

По его воззрению, утилизационный сбор выполнил главную задачку властей — чтоб после вступления страны в ВТО на русском авторынке ничего не поменялось. «Власти желали сохранить структуру авторынка после вступления страны в ВТО, чтоб прямо за этим к нам не хлынул поток старых автомобилей либо резко вырос импорт машин, которые бы соперничали с тем, что у нас на данный момент собирается, — считает Удалов. — 2-ой момент, который вытекает из наименования сбора, это работа по налаживанию структуры утилизации автомобилей. Это задачка более долгая и на данный момент ее реализация только что начинается».